--- > Тезисы к выступлению Каганова Вениамина Шаевича

Тезисы к выступлению Каганова Вениамина Шаевича


26-06-2014, 00:17. Разместил: BAltshuler

25 июня 2014 года – заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ под руководством Вице-премьера ОЮ Голодец.

 

Тезисы к выступлению

Каганова Вениамина Шаевича

Заместителя министра образования и науки

Российской Федерации

 

Актуальные задачи обеспечения качественного и доступного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Обеспечение прав на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) реализуется в течение 2013-2014 учебного года.

В течение этого периода осуществлялось становление, соответствующих требованиям Закона, организации и содержания образования детей с ОВЗ.

 

Необходимость действий Минобрнауки обусловлена:

- пониманием необходимости системного развития образования детей с ОВЗ;

- реализацией положений Конвенции о правах инвалидов

- необходимостью модернизации специальных (коррекционных) образовательных организаций, сохранения и развития лучших практик специального (коррекционного) образования;

- активным взаимодействием образовательных и общественных организаций, развитием инклюзивного образования.

В соответствии с 79 статьейЗакона образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Проблема:

Отсутствие федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и специальных требований в федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования лишает нормативного регулирования деятельность специальных (коррекционных) школ и инклюзивных школ в части образования обучающихся с ОВЗ.

 

В последние несколько лет в субъектах Российской Федерации произошло сокращение на 5 процентов СКОУ при одновременном росте на 2 процента количества обучающихся, воспитывающихся в них детей.

По состоянию на начало 2009/2010  учебного года в России функционировало 1 804 СКОУ, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в 2012/2013 учебном году соответственно: 1 708 – 211  тыс. детей, на начало 2013-2014 учебного года соответственно: в 1 676 специальных (коррекционных) организациях – 210 194 детей. Количество специальных (коррекционных) школ сократилось еще на 32 школы.

 

Действия Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы развития образования:

 

Проект «Разработка федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и механизмов его внедрения»направлен на установление государственных требований к доступности и качеству образования детей с ОВЗ.

 

Исполнитель проекта – ГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, соисполнитель – ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

 

Проект «Повышение квалификации руководителей и педагогов специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» направлен на обеспечение методической поддержки школ, участвующих в апробации ФГОСи отработке методологии и технологии будущего его внедрения, повышение квалификации более 650 педагогов.

 

Проект «Организационно-методическое сопровождение мероприятий, реализуемых за счет субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации в рамках задачи 1 федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по распространению современных моделей успешной социализации детей в субъектах Российской Федерации, экспертиза эффективности и целевого использования выделяемых субсидий, а также обеспечения практического внедрения лучших практик в субъектах Российской Федерации» обеспечивающий подготовку тьюторов пилотных площадок апробации ФГОС ОВЗ и организацию стажировок на базе образовательных организаций, участвующих в апробации для других образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

 

Для оказании финансовой поддержки субъектам Российской Федерации при апробации ФГОС для детей с ОВЗ Минобрнауки России осуществлен конкурсный отбор региональных программ развития образования на 2014 и 2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». Победителями были признаны 17 субъектов Российской Федерации, общий объем федеральной поддержки составит 291 150 000 рублей в 2014 году.

 

Первоочередные задачи дальнейшей разработки и внедрения:

1.Предусмотреть меры финансовой поддержки внедрения ФГОС ОВЗ (на создание специальных условий получения образования, обеспечение работы педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов в образовательных организациях).

2. Обеспечить методическое сопровождение внедрения ФГОС ОВЗ и повышение квалификации педагогов и просвещение родителей.

 


Вернуться назад