--- > Особая роль ПМПК в доступности образования для детей с ТНР развития и детей с РАС

Особая роль ПМПК в доступности образования для детей с ТНР развития и детей с РАС


30-06-2014, 23:42. Разместил: BAltshuler

"Особая роль ПМПК в доступности образования

для детей с ТНР развития и  детей с РАС"

(Любимова Р.С., юрист НРООПДиМ «Верас» г. Н. Новгород)

 

Как известно, в апреле 2012г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В ст. 24 Конвенции закреплен принцип недискриминации детей-инвалидов в области получения образования по признаку инвалидности, приоритет инклюзивного образования, равный доступ к качественному, бесплатному начальному и среднему образованию детей-инвалидов наравне с другими детьми в местах своего проживания, обеспечение разумных приспособлений, необходимой поддержки для облегчения их эффективного обучения с учетом индивидуальных потребностей в условиях, максимально способствующих освоению знаний и социальному развитию.

 

Формально Российское законодательство соответствует принципам ст.24 Конвенции ООН. Это и положения ст. 43 Конституции РФ, и вступивший с 01 сентября 2013г. новый Закон об образовании, где в ст. 5  каждому независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства,…гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. В целях реализации права каждого человека на образование органами власти на всех уровнях создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц. Это  и закон «О социальной защите инвалидов», ст.19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации № 181-фз от 24 ноября 1995 государство гарантирует инвалидам создание необходимых условий для получения ими образования.  который закрепляет обязанность органов исполнительной власти создавать условия для получения детьми-инвалидами как дошкольного, так и основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст.18, 19  Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изменениями от  1 июля 2011 г.)
.

В ст. 79 нового закона об образовании говорится о создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, которые предполагают  удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ребенка с учетом особенностей его развития.  Например, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, среди которых в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. По действующему законодательству  специальные условия для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями определяются только психолого-медико-педагогическими комиссиями (далее по тексту – ПМПК), которые, как правило входят в структуру органов образования разных уровней – территориальные, городские, региональные и т.д. Ст. 44 действующего закона об образовании предполагает право выбора родителями ребенка той или иной образовательной организации с учетом рекомендаций ПМПК. Другими словами, эти комиссии являются определяющими образовательный маршрут каждого ребенка, имеющего те или иные ограничения в развитии.

 

Правоприменительная практика в области реализации права на образование детьми с ОВЗ, а особенно детьми с тяжелыми нарушениями развития (далее – ТНР), расстройством аутистического спектра (далее – РАС), детьми с сочетанными и множественными нарушениями, не смотря на достаточно прогрессивные нормы закона об образования и других нормативных документов отражает достаточно консервативные, застоявшиеся тенденции в Российской образовательной системе относительно  образования детей с особыми образовательными потребностями. Исходя из анализа обращений, поступающих в нашу организацию от родителей, более 50 процентов касаются как раз реализации права на образование указанных выше категорий ребят, которые в большинстве своем лишены права на получение образование, либо это право  значительно ограничено,  в том числе заключениями  территориальных ПМПК.

 

В большинстве случаев ПМПК выдают заключения ребенку, исходя из возможностей образовательных организаций, имеющихся по месту жительства детей, а также исходя из условий и возможностей образовательной организации, и, соответственно, главной причиной вынесения решений, по сути являющихся дискриминационными, становится отсутствие условий в образовательной организации по месту жительства ребенка, либо  отсутствие определенного вида образовательного учреждения. Например, по месту жительства, скажем в некоторых районах Нижегородской области, отсутствует коррекционные школы, и тогда ребенок фактически исключается из системы образования или получает рекомендации о том, что ему необходимо посещать коррекционные занятия в учреждениях социальной защиты. В текущем учебном году мы вновь столкнулись  с тем, что территориальная комиссия ПМПК предлагала нескольким родителям сдать ребенка в интернат, и в заключении были указано, что ребенку необходимо пребывание в учреждении социальной защиты.  На самом деле в соответствии с действующими нормативными документами у ПМПК нет полномочий в сфере социального обслуживания. И всегда выглядит несколько странной ситуация, когда  комиссия ПМПК проявляет некую «заботу» о наполнении учреждений социальной защиты детьми с указанными выше  нарушениями. И уж тем более форму получения социальных услуг.  В новом законе о социальном обслуживании, который вступает в действие с 01 января 2015г. отдается приоритет семейному воспитанию детей при получении социальных услуг. И подобные заключения ПМПК недопустимы как с учетом положений ст.54 Семейного Кодекса, так и ст.44 и других закона об образовании.

 

В  соответствии с Положением о ПМПК (п. 21 приказа Министерства образования и науки №1082от 20.09.2013г.) в заключении  должны содержаться:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

На практике рекомендации выглядят достаточно формально. Указывается образовательная программа, по которой ребенок должен обучаться, рекомендуют занятия  со специалистами, и практически всегда – наблюдение и лечение у психиатра, невролога и др. специалистов органов здравоохранения. Какие-либо конкретные специальные условия для получения ребенком образования, включая, например, специальную организацию пространства, использование специальных  технологий обучения, и уж тем более услуги ассистента (тьютора)  специалисты ПМПК по разным причинам не прописывают (одной из причин невключение в рекомендации нуждаемость ребенка в услугах  ассистента  в дошкольном или школьном образовательном учреждении является отсутствие механизма финансирования ставок тьюторов. Соответственно,  и в программе ИПР у ребенка такой записи тоже  не будет.

Если взять, например, ребенка, который может освоить программу общеобразовательной школы, но в связи с особенностями развития, ему необходимо  для этого большая часть времени, чем  детям без  ограничений, применение при обучение специальных методик и приемов, создание необходимых условий, то, как показывает практика, такие ребята направляются в школы 8 вида, где соответственно, он будет осваивать уже программу для детей с нарушениями интеллекта. Если взять детей с нарушениями поведения, особенностями развития эмоционально-волевой сферы, то комиссии ПМПК рекомендуют им индивидуальную форму обучения, и, как правило,  образовательные учреждения выводят их фактически на домашнее обучение, мотивируя тем, что ребенок мешает в классе, неудобен, и т.д. Однако, надомное обучение не может  обеспечить как достойное качественное образование ребенку, так и необходимую и очень важную для него социализацию и интеграцию в среду ровесников.   

Но самое важное, на наш взгляд, что к обследованию детей комиссии ПМПК подходят достаточно формально.

 

Из практики сопровождения детей с родителями при проведении обследования хочется отметить ряд моментов:

1)      Специалисты территориальных, да и региональных  комиссий в недостаточной степени  владеют необходимыми современными методами диагностики обследования детей   с ТНР, РАС и  сочетанными нарушениями,  обследование проводится формально. Когда ребенок с перечисленными особенностями не показывают имеющихся у них возможностей и результатов интеллектуальной  деятельности при предъявлении к ним общепринятых требований, то  ему   дают заключение фактически о необучаемости, либо что он на данном этапе не готов к обучению, что по сути  то же самое (иногда из-за того, что ребенок, скажем с РАС пришел в новое помещение, а  его поведение не позволило провести то обследование, которое привыкли проводить специалисты ПМПК с обычными детьми)

2)      При квалифицированном юридическом сопровождении (привлечении педагога) на ПМПК детей  удается получить заключения об обучении детей с перечисленными выше ограничениями, но обычно, это уже в рамках обжалования решений территориальной комиссии.

3)      Мы используем практику сопровождения детей на обследование в ПМПК  с демонстрацией видеоматериала с занятий с ребенком тех специалистов, с которыми у него установлен эмоциональный контакт, занятия проходят  в привычной для него обстановке, на знакомом ему материале и с предъявлением привычных для ребенка требований,  приобщаем к материалам обследования по письменному заявлению родителей характеристики, заключения специалистов, использования аудиозаписей (например, у родителей имеется запись, по которой можно определить уровень речевого развития ребенка, а на обследовании он не может это продемонстрировать). Либо педагог на принесенном с собой материале демонстрирует потенциал и возможности ребенка.  И это  значительно повышает возможность получение рекомендаций  ребенку по обучению  по той или иной программе.

4)      Очень часто специалисты территориальных комиссий не понимают, зачем с семьей пришел юрист, педагог, разъясняют, что обследование проводится только в присутствии родителей. В п.4 Положения о ПМПК от 20.09.2013г. указано, что  «при необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты», однако, непонятно, кто определяет эту необходимость, какие специалисты  и для чего привлекаются, имеют ли они право совещательного голоса при вынесении решения – тоже непонятно. То же касается и п.15 Положения: «При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке».

По умолчанию при такой формулировке п. 4 Положения получается, что другие специалисты привлекаются  по усмотрению руководителя ПМПК. 

5)      Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи родителями представления интересов несовершеннолетнего ребенка другому лицу, то обычно родители пишут заявления на имя руководителя ПМПК о проведении обследования в присутствии юриста, педагога. Формально, на такое заявление руководитель комиссии может дать ответ в течение месяца (Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").  И тогда руководитель ПМПК может либо провести обследование без сопровождения специалистов, либо отложит обследование на 1 месяц, что может негативно отразиться на включение ребенка в ОУ, например, когда идет формирование классов и групп, и когда срок 1 месяц пройдет, то  мест в том или ином классе или группе уже не будет, и заключение об обучении по той или иной программе могут не выдать.

 

Предлагаем:

1) внести изменения в п. 4 Положения о ПМПК от 20.09.2013г., которые будут гарантировать возможность проведения обследования ребенка с привлечением специалистов (юриста, педагога и др.) с правом совещательного голоса,

2) внести изменения в положение о ПМПК от 20.09.2013г.о том, что при проведении обследования допускается демонстрация аудио и видеоматериала с результатами интеллектуальной и познавательной деятельности ребенка;

3) дополнить п.10 Положения о ПМПК

проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей возможностью обследования ребят в возрасте до 23 лет при сложности в освоении ими образовательных программ с целью включения таких рекомендаций в ИПР;

4) предусмотреть возможность увеличения нормативного срока освоения образовательных программ детьми с ТНР, РАС и сочетанными нарушениями;

5) разработать механизм реализации права на получение услуг ассистента (тьютора) в дошкольных и школьных организациях;

6) разработать и принять оптимальную для детей с ТНР, РАС  и сочетанными нарушениями систему оценки.

7) предлагаем разработать квалификационные требования к специалистам ПМПК с обязательным включением в них необходимость  владения ими современными методами диагностики детей с РАС, ТНР, другими сочетанными нарушениями,

8) внести изменения в положение о ПМПК о недопустимости  вынесения заключений, содержащих по сути рекомендации дискриминационные, не позволяющие ребенку быть включенным в образовательное пространство – «необучаемый», «не готов к обучению», «рекомендовано пребывание в учреждениях социальной защиты» и т.п.;

 

На сегодняшний день  приказ Министерства образования и науки №1015от 30.08.2013г. содержит достаточно прогрессивные нормы, соответствующие ст. 79 Закона об образовании, в частности п. 32

 

При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это для школьных учреждений.

В приказе №1014 по организации дошкольного обучения такой пункт отсутствует,

Предлагаем дополнить  аналогичным пунктом и  приказ по дошкольному обучению.


Вернуться назад