--- > 29.03.14 - Общественный контроль – с участием общества или без него?

29.03.14 - Общественный контроль – с участием общества или без него?


29-03-2014, 02:23. Разместил: BAltshuler

Б.Л. Альтшулер,

Член Общественной палаты РФ,

Председатель Правления РОО «Право ребенка»

 

Общественный контроль – с участием общества или без него?

Субъекты общественного контроля должны формироваться обществом!

 

Предпосылки

Поставленный в заголовке вопрос был, в сущности, главным при обсуждении на слушаниях в Общественной палате РФ 25 марта с.г. законопроекта № 471327-6 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

О недостаточности существующих государственных систем надзора и о необходимости учреждения системы общественного контроля говорится давно – в связи с вопиющими нарушениями прав обитателей детских и взрослых интернатных учреждений, злоупотреблениями в сфере ЖКХ, в связи с общим неудовлетворительным состоянием социальной сферы и нежеланием ответственных органов власти считаться с жизненно необходимыми потребностями населения – см. приложение «Будни социальной правозащиты».

И вот теперь Президент Российской Федерации внес в Госдуму вышеуказанный общий рамочный законопроект. Станет ли этот закон судьбоносным для нашей страны или останется декларацией по формуле В.С. Черномырдина «а получилось как всегда», зависит от ответа на вопросы, звучавшие на слушаниях в Общественной палате: «Как будут формироваться субъекты общественного контроля и как подключить к этому процессу собственно население, профессиональные сообщества… – т.е. общество?», «Как на практике будет осуществляться общественных контроль в сферах, требующих участия специалистов-профессионалов?» (выявление злоупотреблений психиатрией, финансовые злоупотребления чиновников…), «На какие средства будет он осуществляться?».

Согласно законопроекту, субъектами общественного контроля являются Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований и общественные советы федеральных и региональных органов власти. Очевидно, что эффективный общественный контроль возможен, если эти общественные институты не подчинены контролируемой ими власти, не являются ее «формальным придатком и декоративной структурой» (цит. из Послания Президента РФ 12 декабря 2013 г.).

На слушаниях был представлен замечательный опыт г. Тольятти, общественные советы трех районов которого избираются непосредственно населением районов и реально независимы от власти.

Возможно, одним из практических инструментов истинно независимого общественного контроля станет система «ЖКХ-контроль», созданная по инициативе члена Общественной палаты РФ Светланы Разворотневой.

О том, что сегодня вопрос «Быть или не быть общественному контролю в Российской Федерации?» поставлен ребром, говорят и следующие обстоятельства:

Ранее Президент РФ поручил разработать до 1 апреля 2013 г. механизмы независимой оценки качества социальных услуг. Разработанный Минтрудом «Порядок» наделил этой функцией общественные советы министерств и ведомств – федеральных и субъектов РФ. То есть опять же - тот же вопрос о независимости этих общественных структур от контролируемой ими власти и об их эффективности.

Также общественный мониторинг исполнения «социальных» Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года – одна из задач Общественной палаты РФ. Но как это организовать эффективно и на системной основе, как «услышать» общество?

Тот же вопрос – в связи с темой общественного мониторинга реализации приоритетов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, чему были посвящены слушания в Общественной палате РФ 18 декабря 2013 г.

Также в связи с реформой Российской академии наук и существенным подчинением научной сферы тем или иным бюрократическим структурам остро стоит вопрос об организации общественного контроля в сфере науки и управления наукой.

 

Предлагаемый механизм практической организации независимого от власти общественного контроля власти основан на полномочиях Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов РФ, представители которых составляют 50% членов будущей Общественной палаты Российской Федерации.

Это механизм основан на следующих трех принципах, которые, как представляется, должны быть установлены в законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»:

1. Для обеспечения независимости субъектов общественного контроля закон должен существенно ограничить участие органов власти в процедурах формирования субъектов общественного контроля и установить, что общественные палаты субъектов РФ и общественные палаты (советы) муниципальных образований избираются непосредственно населением соответствующих территорий.

Во избежание использования на местах административного ресурса, предопределяющего избрание «удобных» для власти членов общественных палат (советов) установить, что:

- организация выборов общественных палат субъектов РФ возлагается на Общественную палату РФ – в сотрудничестве с ЦИК России;

- организация выборов в общественные палаты (советы) муниципальных образований данного субъекта РФ возлагается на Общественную палату данного субъекта РФ – в сотрудничестве с Избирательной комиссией субъекта РФ.

2. Для осуществления специализированного общественного контроля по разным направлениям (для чего у самих членов общественных палат (советов) заведомо нет времени, а во многих случаях и квалификации) установить законом, что субъекты общественного контроля полномочны формировать профильные общественные наблюдательные комиссии и назначать «внешние» инспекции (аудиты) с привлечением квалифицированных экспертов данного профиля, не являющихся членами общественных палат (советов).

3. Средства на организацию выборов общественных палат (советов) и на осуществление указанных мероприятий общественного контроля должны быть предусмотрены отдельной строкой бюджета Общественной палаты РФ и бюджетов общественных палат субъектов РФ.

Поскольку общественный контроль по самой своей сути имеет мощную антикоррупционную направленность, то данное «затратное» предложение заведомо обернется многократной экономией бюджетных средств.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Будни социальной правозащиты:

чрезвычайные жилищные ситуации и крайняя бедность семей с детьми

 

 

Некоторые новейшие просьбы о помощи, поступившие в РОО «Право ребенка» и на сайт «Движение семей SOS»:

 

- Имя, адрес, телефон: «Здравствуйте пишу вам, так как не кому обратиться больше. У меня трое детей, трое детей у моей сестры. Живем все вместе с мамой. У меня младшей дочке годик, на работу не могу пойти. У сестры 2 годика, тоже дома сидит с ребенком. Работает только мама и нам помогает. Мы живем на детские пособия, я с мужем разведена, подала на алименты, но пока он ничего не платил. Сестра - мать одиночка с детьми. У нас большой долг за квартиру, сами выплатить мы не в силах, у нас не всегда хватает денег чтобы детей  одеть-обуть. За долги нас угрожают выселить из квартиры. Нам некуда пойти. Нам тяжело даже за полгода выплатить. Мы платим по мере возможности с детских денег. Прошу у вас помощи хоть какой для нашей семьи, все документы подтверждающие мои слова есть…»

- Московская обл. Одинокая мать, 32 года, образование высшее, экономист, сыновей два, ждет третьего ребенка, отсутствие средств к существованию.

- Орловская обл. 4 детей, неподъемные долги по ЖКХ.

……..

Много обращений по неподъемным долгам по ЖКХ, просьбы помочь в получении удостоверения многодетной семьи, по отказам в использовании материнского капитала на экстренное лечение ребенка, на покупку автомобиля, на ремонт единственного жилья, в котором невозможно жить…

………

- Челябинская обл., г. Верхний Уфалей. Мать одиночка троих детей (17, 10 и 5 лет): «Проживаем в съемной квартире 20 кв. м. барачного типа, без коммунальных услуг. От государства никакой помощи не получаю. Моя зарплата 5т. с небольшим и алименты на старшего сына 1т. рублей. Работаю в музее, в настоящее время нахожусь на больничном уже почти два месяца. Состою на учете как нуждающаяся в жилищных условиях. Выдали бесплатную землю, только теперь эта земля стоит уже  около двух лет. Строить не на что, продать не могу, так как земля находится на болоте. Врачи выписывают лекарства, все они дорогие, выкупить не на что. Живу ради детишек, чтобы их вырастить умными, добропорядочными. Сама выросла в многодетной семье, знаю, что такое родительское тепло. От любой вашей помощи мы не откажемся, будем благодарны, если хоть кто-то поможет.»

- Московская область, многодетная мать, обманули с жильем, дали субсидию, потом отобрали, а недавно из-за того, что нет денег на лекарства, чуть не умер ребенок. Просит помощи в оформлении социального контракта.

- Екатеринбург. При переселении из аварийного жилищного фонда 7 человек (5 семей) переселяют «один к одному» - в комнату «14 кв. метров благоустроенного жилья» (в аварийном доме они жили на 60 кв. м., из которых ордер был только на 13 кв.м., так что остальные 47 кв.м. властями при переселении не учтены).

- Москва. Многодетная семья в комнате 12 кв. м. Отказ в постановке на очередь: «Самостоятельно улучшить жилищные условия нет никакой возможности, слишком маленький доход».

- Тамбовская обл., г. Мичуринск. Семья 5 детей (12, 11, 7, 5 лет и 4 года), мать – воспитатель детсада, отец работает (20 тыс. р./мес.), живут в ветхом собственном доме, на необходимый ремонт которого взяли несколько лет назад кредит 370 тыс. руб., но это только косметически, – погашать кредит еще 5 лет по 10 тыс. руб. в месяц. «Льготы у нас как везде, детское пособие на 1-го ребенка я получаю 340р. на 5х – 1700 р. Кстати, в больницах нашего города с прошлого года не выдают многодетным бесплатные лекарства. На работе у мужа скоро сокращение штата будет (вот тогда что делать?)…».

……..

- Москва. Много обращений о выселении с детьми из единственного жилья (многодетных, не имеющих регистрации в Москве или в Московской области или вообще ее не имеющих, выгоняют арендодатели, напуганные законом «о резиновых квартирах»; родственники – владельцы жилплощади продают ее «вместе с жильцами», что означает неизбежное выселение и лишение московской регистрации в судебном порядке…). На ВСЕ письма из Общественной палаты РФ на имя С.С. Собянина (в том числе переданные лично через В.В. Путина )– равнодушные отписки его подчиненных (Н.А. Сергунина, Н.В. Федосеев).

- Краснодарский Край. Многодетная семья Анны Ермаковой – 6-й год в арендуемом гараже. Отписки на обращения к А.Н. Ткачеву (также передавались через Президента РФ) - такие же, как и в Москве.

- Москва. Хозяева требуют выселения многодетной семьи, живущей в Москве 16 лет. Положение безвыходное, все риэлторские конторы отказываются помогать с поиском другого жилья семьям, не имеющим регистрации в Москве или в Московской области: «Я плакала. Дети спрашивают: «Мама что случилось?». Я им сказала - ну всё, дети, на улице остаёмся, нам негде жить, да и папа не сможет нас скоро прокормить... Тогда дочка села и спрашивает, а как можно Медведеву написать письмо, и со своего телефона в контакте отправила письмо говорит, она этим хотела меня успокоить, но я то знаю, что даже Путин не ответит! Я прошу помогите нам эмигрировать в любую другую страну… Замучались, терпению конец! Больше не можем так жить... Помогите эмигрировать, нам терять нечего, разве что пособия, в размере 5000р. и то заблокировали».

- Москва. «Почему президент России не может решить элементарную задачу – предоставить социальное жилье семье с восемью (!) детьми?... Я и рада бы молчать, но сил не осталось совсем. Никаких. Моему мужу в этом году исполнится 60 лет, он болеет, еле ходит, часто падает, разбивается в кровь. Что будет с нашими детьми, когда он просто чисто физически не сможет добираться на работу?! Перед самым Новым Годом нам отключали электричество за накопившиеся коммунальные долги – а мы не в состоянии платить коммуналку – на сам съем еле-еле наскребаем! Дети сидели при свечах, без горячей пищи – этот ужас, позор происходил в Москве, столице нашей Родины, в двадцать первом веке! Недавно я перенесла операцию, до конца не восстановилась, и вообще не представляю, как дальше справляться с ситуацией бездомности. Наше положение отнимает ВСЕ душевные и физические силы; к счастью, дети учатся на «отлично», участвуют в олимпиадах, и вообще пока держатся. Но страшное слово «пока» висит над нами. В любой момент, по прихоти очередного арендодателя или по причине неплатежеспособности, мы все можем оказаться на улице. Буквально!

Нашим детям просил помочь лично Святейший Патриарх – но тщетно.
Почему мои умные добрые, хорошие дети оказались не нужны России?
Почему, почему, почему?..».
читать подробнее...

……..

- Курская обл., Красноярский Край, Смоленская обл., Республика Мордовия, Приморский Край… – отовсюду письма семей с детьми SOS.

 

 

Источник: блог Общественной палаты РФ


Вернуться назад