От детского дома к Центру по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт работы

Кузьменкова Светлана Николаевна,
Директор СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике
 г. Смоленск
http://kidcare.md8.ru/


«От детского дома  к Центру по семейному устройству детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт работы»

Доклад на организационно-методическом семинаре-тренинге
«Новые подходы в решении проблем социального сиротства: опыт регионов»
13 марта 2008 г., Саратов1
 

Прилагаемые документы:
3-1. Трёхстороннее Соглашение (октябрь 2004), «запустившее» процесс реформирования детского дома.
3-2. Приказ (декабрь 2004) «Об утверждении перечня документов и порядка работы в рамках трёхстороннего соглашения № 271 от 14.10.2004 о совместной деятельности по опеке и попечительству над детьми».
3-3. Приказ (май 2007) о преобразовании детского дома в «Центр психолого-медико-социального сопровождения» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3-4. Аннотация и содержание сборника "Нормативные правовые документы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»", Смоленск,  2007 .
3-5. Приказ (январь 2008) о распространении опыта реформирования специального (коррекционного) дошкольного детского дома г. Смоленсека на 5 школ-интернатов Смоленской области.


            С.Н. Кузьменкова:
Детский дом, школа-интернат это не лучшее место для постоянного проживания ребёнка. Это совершенно очевидно всем работающим в этой области. Связано это не с тем, что здесь работают плохие люди, неквалифицированные специалисты. Очень сложно в условиях замкнутого пространства, постоянно меняющегося в течение дня контингента взрослых, живя на всем готовом, в дальнейшем приспособиться к условиям настоящей жизни. Для воспитанников интернатов, к сожалению, характерны иждивенчество, инфантилизм, неумение устроить свою жизнь, доверчивость, ожидание помощи со стороны властей, попадание под чужое влияние и, как правило, далеко не положительное.
 
В условиях специального (коррекционного) дошкольного детского дома сложно было перестраивать работу с детьми. Но, проанализировав все «за» и против, мы стали постепенно менять уклад жизни наших маленьких обитателей. Начали с интерьера помещений групп, чтобы они больше походили на условия, приближенные к домашним. Вводили семейные традиции, проводили семейные праздники, общий семейный праздник, сформировали семейную группу (братьев и сестер не разъединяли в зависимости от
-------------
  1Организаторы Семинара: Министерство образования Саратовской области, Министерство социального развития Саратовской области, Межведомственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области, Региональная общественная организация содействия защите прав детей (РОО) «Право ребенка», с участием Агентства по управлению уполномоченными социальными службами Пермского края, Департамента образования и науки и молодежной политики  Смоленской области, ГОУ детский дом № 19 - «Центр патронатного воспитания», г. Москва. Организация семинара стала возможной благодаря использованию средств государственной поддержки, выделенных РОО «Право ребенка» в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года №367-рп.

--------------------------------------

возраста). Стали проводить индивидуальные прогулки с детьми, закрепили за каждым индивидуальных наставников из числа сотрудников различных служб детского дома. Каждому ребёнку отмечали день рождения в тот день, когда он родился. Стали развивать у них чувство собственника, для каждого ребёнка готовили свой индивидуальный набор игрушек.

Сотрудники начали приглашать детей в свои семьи на выходные и праздничные дни, на каникулы. После таких выходов детей в семьи проводили круглые столы, на которых обсуждали, как дети ведут себя в семьях. А дети, прямо скажем, были невежественны в домашних условиях. Они не понимали многие вещи: кухня, лифт, холодильник, семейные связи, родственные отношения для них были серьёзным затруднением. Играли они у нас в директора, бухгалтерию и простейшую игру «дочки-матери». И задавали вопросы типа, пришёл в гости и спрашивает у нашей сотрудницы, показывая на фотографию мальчика, «кто это?» – она отвечает – «это мой внук», он вновь переспрашивает – «это Ваш друг?». Вопросы у детей, в ходе нахождения в гостях, возникали самые абсурдные с нашей точки зрения. Но не с их, так как они просто с этими реалиями раньше никогда не встречались.

И стали мы задумываться. Как же нам изменить положение дел? Продумали, какие бы нам вопросы обсудить на педсовете, разработали целый перечень локальных актов, регламентирующих жизнедеятельность детского дома. Проводя такую работу, мы стали видеть, что дети меняются. Они не бросаются на первого встречного, ничего не просят. Когда чужие взрослые приходят в группу, они продолжают спокойно заниматься своими делами. Словом, изменения в детях проходили положительные. Но в то же время детям не хватало самого главного, близких взрослых, своей семьи. Они просили подарить им на день рождения маму и папу. Некоторые просили отдельных из нас стать для них мамами. Все сотрудников называли «мама». Вот такая потребность была у наших детей в близких взрослых. И это, скажем прямо, самая естественная потребность каждого нормального человека. Некоторые дети задумывались и над тем, но почему отдельных детей берут на усыновление (удочерение), а их нет. На вопрос воспитателя «Что бы вы попросили у золотой рыбки?», дети отвечали: «Я хочу, чтобы моя мама вышла из тюрьмы»; «Я хочу быть с мамой и стать красавицей»; «Я хочу жить в своей семье».  Из пожеланий детей друг к другу в день рождения самое распространённое: это жить  в хорошей семье. Постоянно дети задавали вопросы типа:  «А почему нас не хотят взять в семью в г. Смоленске?»; «А когда ко мне приедут родители?». Одна девочка в индивидуальной беседе с воспитателем о своей семье сказала: «Я говорила своей бабушке “Не пей гранёными стаканами, а пей рюмочками и тогда меня бы не взяли в детский дом. Но она не послушалась”».
 
И, конечно, вот эти детские переживания, их бесхитростные вопросы о семье, о родителях заставили нас очень серьезно переосмыслить всю нашу работу. И в это время мы услышали о детском доме № 19 в г. Москве, который передавал детей на постоянное проживание в патронатные семьи. В мае–июне 2002 г. группа наших специалистов прошла обучение на базе 19-го детского дома. После их обучения мы разработали программу «Развитие» на 2002 – 2007 гг., основной целью которой было: семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвердили её на педсовете и стали целенаправленно работать в этом направлении. В чём это проявлялось: работа с коллективом, их обучение, круглые столы, тренинги, индивидуальные собеседования, постоянное информирование по этим вопросам, ознакомление с опытом работы других регионов, передача детей на выходные и праздничные дни в семьи сотрудников.
 
До 2004 года мы регулярно практиковали передачу детей на выходные, а затем и «на каникулы». Но детей приглашали только наши сотрудники. Из населения к нам никто не обращался. Мы думали, что они просто не интересуются этой проблемой. Время от времени в средствах массовой информации публиковались статьи о детском доме, воспитанниках.
 
Накануне праздников к нам приходили люди, которые хотели что-то принести детям, угостить их и т.д. Непосредственно работу с населением по семейному устройству мы сами вести не могли. Настоящий перелом у нас произошёл в 2004 г. 14 октября 2004 г. было заключено трехстороннее соглашение между Департаментом по образованию, Управлением опеки и попечительства и детским домом и о совместной работе по опеке и попечительству (см. прилагаемые Документы 1, 2). Были разработаны конкретные мероприятия, ежемесячно все три заинтересованные стороны собирались и обсуждали первые результаты работы. С ноября 2004 г. по REN TV стала транслироваться телепередача «Я жду тебя, мама». Региональная общественная организация «Право ребёнка» всячески содействовала нам в этом проекте.
 
Сразу скажу, что недоброжелателей и несогласных по этому вопросу было немало. Были они и среди государственных чиновников, естественно, среди педколлектива и сотрудников детского дома. Некоторые считали, что место этим детям только в детских домах и интернатах, что для семей они будут только обузой, много говорили о наследственности. И надо отметить, что это были не просто пустые разговоры, возникали и реальные трудности. Но работа продвигалась. Передача «Я жду тебя, мама», рубрики в газетах под названием «И мама услышит, и мама придёт», «Найди меня, мама» делали свое положительное дело. Они показали на конкретных детях, что им не столько надо сладости, игрушки, одежда и обувь, сколько они нуждаются в близких взрослых, семьях. После таких передач, публикаций к нам стали звонить, приходить, спрашивать о детях, о том, какие документы им надо оформить, чтобы пригласить ребёнка в свою семью. Люди шли самые разные, от домохозяек до государственных служащих, возраст от 30 лет и до 60 лет. Шли бездетные пары, одинокие женщины, шли семьи, где были дети, но уже выросли, шли семьи, находившиеся во втором брак и не имевшие общих детей. Мотивация у всех людей бывала разная, но чаще всего звучало «Хочу помочь ребёнку». Хотя и звучали такие слова, что хочу, чтобы в старости было кому принести стакан воды.
 
Шли люди, которые, просмотрев передачу и сразу проникнувшись этой благородной идеей помочь ребёнку-сироте, зачастую не задумывались, а надо ли им это, справятся ли они. Но одно уже нами было достигнуто, люди заинтересовались этой проблемой, она им стала не безразлична. Много времени мы потратили на то, чтобы рассказать всем приходившим людям о детях-сиротах, их проблемах, их прошлой жизни, привычках. При этом подчеркивали, что дело это непростое, говорили какие документы надо оформить для приглашения детей в гости. Параллельно с этим мы работали и с детьми. Не сразу всё получалось. Когда детей стали приглашать в чужие семьи, некоторые педработники и, в частности, воспитатели внутренне сопротивляясь этому, при приходе чужих людей говорили, что это такие дети, с которыми Вам не справиться, что они умственно отсталые, из социально неблагополучных семей, что все их родственники пьют и т.д. Но работа продолжалась и с коллективом, и с детьми, и с теми людьми, которые к нам приходили. Хочу подчеркнуть, что, на проведение такой работы штаты нам не увеличили. И беседы с этими людьми и всю работу вели администрация, социальный педагог, педагог-психолог, врач-педиатр. Некоторые сотрудники очень настороженно к этому относились. Детей стали забирать в семьи абсолютно чужие на выходные дни, каникулы, праздники.
 
И летом 2005 г. все дети отдохнули в семьях, в том числе – 70% в семьях сотрудников и уже 30% в абсолютно чужих семьях. Эйфория кончилась, появились проблемы при нахождении детей в семьях. Одни «принимающие родители» возмущались, как это так, они сделали хорошее дело, а дети это просто не понимают! У детей нет привязанности к ним. Они бегут к первому встречному их знакомому и просят, чтобы их пригласили в гости, могут назвать «мама». Они не хотят учиться, безобразно себя ведут, смотрят на «родителей» злыми глазами. Некоторые говорили, что дети воруют, не убирают за собой, пассивные, много едят, смотрят только телевизор и сидят на диване. Другие говорили, что они «такое» рассказывали о своих кровных семьях, что становится страшно, что они агрессивны. Причем ни один из таких бравших детей не говорил о том, что у него у самого есть проблемы и из-за этого и у детей с ними возникают проблемы. По полочкам мы разбирались с каждым таким случаем. Но не обошлось и без неприятностей. Одна женщина, которая взяла девочку, в порыве гнева без её разрешения отрезала ей косу. Другая на седьмой день пребывания мальчика в доме, привела его в детский дом и сказала, что он дебил и ничего не понимает. Словом, казусов было немало.
 
Но одного мы достигли, на детей-сирот стали смотреть уже как на потенциальных членов семей. Какие выводы мы сделали в ходе работы по соглашению?

Во-первых, людей, которые приглашают детей жить в свои семьи, надо учить.

Во-вторых, обязательно должно быть сотрудничество между учреждением и семьями, которые воспитывают детей.

В-третьих, должна быть команда единомышленников в коллективе, которая занимается этим вопросом.

В-четвёртых, надо более настойчиво работать с коллективом, чтобы сотрудники не настраивали людей против детей, а наоборот профессионально бы с ними начали работать.

В-пятых, должно быть постоянное информирование населения, эта проблема детей должна быть на слуху у нашего населения постоянно.

В-шестых, работы бы у нас не получилось, если бы не было тесного взаимодействия с органами опеки и попечительства.

В-седьмых, семьи, которые приглашают детей к себе в гости и имеют собственных детей, прежде чем принять решение, должны хорошо поработать со своими детьми. В беседе педагога-психолога с детьми одной патронатной семьи выяснилось, что они терпели девочку в своем доме только первых три дня, а остальное время делали всё возможное, чтобы выжить её из своей семейной среды.

За год реализации этого Соглашения мы 9 детей отдали под опеку, вернули в кровные семьи – 2 ребёнка. Для сравнения с 1990 года и по 2004 год до Соглашения под опеку было взято всего 18 детей. В сентябре 2005 года был принят областной Закон «О патронатном воспитании в Смоленской области». В связи с этим перед нами открылись законные возможности заниматься этим более профессионально. К этому времени нам дополнительно выделили одну ставку педагога-психолога и одну ставку социального педагога. Проанализировав все наши недостатки, мы сразу же стали решать вопрос подготовки кандидатов в патронатные воспитатели. За основу проведения их учёбы взяли темы психологических тренингов 19-го детского дома г. Москвы. И в октябре 2005 года мы набрали первую группу кандидатов в патронатные воспитатели, их было 13 человек. Затем и в ноябре, и в декабре и так далее.
 
В феврале 2006 года первые пять детей официально перешли на постоянное проживание в патронатные семьи. В настоящий период времени нами подготовлено 150 патронатных воспитателей, приёмных родителей. И если в сентябре 2005 года был издан приказ по детскому дому «О службе по семейному устройству», в обязанность которой входило и сопровождение детей в замещающих семьях, то в марте 2006 года мы были вынуждены сократить одну группу воспитанников, и вместо неё организовать службу сопровождения, так как у нас получилось, что в семьях у нас стало больше жить детей, чем во всех группах детского дома.
 
Для сопровождения семей нужны были специалисты, но кроме тех трех, которые учились в детском доме № 19, у нас не было никого. Тогда мы побеседовали с двумя воспитателями (были они самыми молодыми) и убедили их перейти в службу сопровождения. Так начался другой этап нашей работы: - это передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейное устройство и сопровождение детей и замещающих семей. Но тут начались другие проблемы. Педработники, в частности, воспитатели совсем близко почувствовали угрозу потери работы. Хотя мы постоянно всем говорили, что можно и нужно будет переквалифицироваться, что будет необходимость в социальных педагогах. Но не хотели некоторые ничего менять, так как условия для работы как бы все имелись и для чего все это перестраивать. Они не видели, несмотря на всю нашу работу, в этом смысла.
 
Но мы работу по передаче детей в семьи вели целенаправленно, среди патронатных воспитателей появились люди, готовые нам в этом помочь. В марте 2006 г. на базе детского дома открывается «Семейная гостиная», ведущей которой становиться патронатный воспитатель. Цель этой гостиной: привлечь как можно больше людей к решению этой проблемы, информировать их о семейных формах устройства, о проблемах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение года эта семейная гостиная работала успешно и многие её участники в дальнейшем стали патронатными воспитателями и приёмными родителями. Почему семейную гостиную стала вести патронатная воспитатель? Сделано это было с определённым умыслом, так как не всегда, к сожалению, доверяют людям, работающим в данной сфере. И хотелось бы, чтобы они из уст своего же коллеги услышали то, что они хотели узнать. Заседания в семейной гостиной завершились созданием в Смоленске региональной общественной организации защиты прав ребёнка и семьи «Наше дело».
За 2006 год в патронатные семьи было уже передано 36 детей, а в первом полугодии 2007 года детей стали передавать и в приемные семьи. С конца 2006 года мы стали работать над Уставом Центра и 29 мая 2007 года вышло Распоряжение Администрации Смоленской области «Об изменении типа, вида и наименования» нашего учреждения (см. Документ 3). Предлагалось в течение месяца переоформить все наши документы, рассмотреть структуру Центра, штатное расписание. И с 01 июля 2007 года мы стали работать как областной «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (СОГОУ). Так начался совершенно новый этап нашей деятельности.
 
В связи со структурными изменениями у нас увеличилось количество специалистов, но уменьшалось количество групп воспитанников до двух стационарных групп. Поэтому мы пришли к неизбежному сокращению штатов, в частности младших воспитателей – 6 человек воспитателей. Некоторые из воспитателей нашли себе работу сами в других образовательных учреждениях, одного воспитателя пришлось сократить. В настоящий период времени у нас пять отделов: (1) стационарные группы это так называемый реабилитационный отдел, (2) отдел по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (3) отдел психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и замещающим семьям, (4) методический отдел, (5) отдел по профилактике социального сиротства. Были разработаны положения об отделах, должностные обязанности сотрудников. Осенью 2007 года был издан Сборник нормативно-правовых документов Центра (аннотация и содержание сборника - см. Документ 4).

В коллектив влились молодые сотрудники, которые практически не знали этой работы. Поэтому по ходу работы приходится им и работать, и учиться. Работа, связанная с развитием семейных форм устройства и сопровождения детей и замещающих семей набирала обороты. За 2007 год в семьи было передано 75 детей, в том числе 48 в приёмные, 23 в патронатные, остальные под опеку и усыновление. Появилась определённая система в работе центра. Происходил набор кандидатов в патронатные воспитатели и приёмные родители, проводили с ними индивидуальные беседы, составляли психологический портрет кандидатов. Обучали в группах социально-психологических тренингов. В ходе этой работы более близко знакомились с кандидатами, интересовались, кого бы они хотели взять на воспитание и начинали подбирать для них таких детей, я имею ввиду по полу и возрасту. Вначале это происходило в устной беседе, с рассказом о ребёнке, показом его на фотографии, рассказывали о его прошлой жизни, его состоянии здоровья. И если кандидат в патронатные воспитатели соглашался познакомиться с ребёнком, знакомили их. Они начинали общаться на территории Центра, потом, оформив все необходимые документы, приглашали ребёнка в гости. Приняв окончательное решение, кандидат передавал в Управление опеки и попечительства свое заявление на принятие в семью конкретного ребёнка.

При работе с кандидатами в патронатные воспитатели и приёмные родители было видно, кто хочет заняться воспитанием профессионально, а кто хочет взять ребёнка именно для себя. Работая индивидуально с каждым кандидатом, мы предупреждаем о том, чтобы они хорошо всё взвесили и чтобы это не было их сиюминутным желанием. Травма психологическая для ребёнка - его возврат в учреждение. Много говорим об адаптации ребёнка, его привычках и о том, что они тоже должны приспосабливаться к ребёнку, а не требовать того, что ребёнок не может сделать или понять. Словом, это работа трудоёмкая. Некоторые кандидаты, приходя к нам, говорят, а что нас учить, мы своих детей воспитали, знаем, как это делать. Другие заявляют, что у них педагогическое и психологическое образование, которое позволит правильно решать вопросы воспитания ребёнка. Но, поучившись, пообщавшись, они меняют своё мнение. А, взяв ребёнка в свою семью, потом вспоминают какие некомпетентные они были. Принятие ребёнка-сироты в свою семью налагает много новых обязательств на её членов. Взрослые должны уделять постоянное внимание ребёнку, а себе меньше, надо подстраиваться всем членам семьи, помогать ребёнку адаптироваться к жизни в новых условиях. Само собой это не происходит. Происходит перелом и в состоянии самого ребенка, которого приняли в семью. Он не знал до этого семьи, не подготовлен к этому, он видит, что им не всегда довольны, но не знает, что ему сделать. А потом и он начинает бунтовать, но своими детскими средствами. И вот тут начинается сложный период у патронатных воспитателей, приёмных родителей. И наша задача им в этом помочь. Некоторые патронатные воспитатели буквально требуют от нас разъяснений, как вести себя в отдельных случаях с ребёнком. А когда мы говорим, мы можем Вам сказать в общем, а конкретно к данной ситуации Вы должны определить сами своё поведение. Не всегда это правильно понимается. Поэтому приходится много работать с патронатными воспитателями и после того, как они взяли ребёнка в свою семью.
 
Для нашего менталитета характерно одно свойство: взрослый никогда не считает, что он виноват, что у них не прижился ребёнок. Как всегда, виноват у нас ребёнок. И ещё один момент. Взяв на патронатное воспитание ребёнка, некоторые считают, что он их, а когда что-то случается, то он детдомовский. Сложно, конечно, и нашим патронатным воспитателям и приёмным родителям. Не всегда окружающие их понимают. Типичное мнение: «Да зачем Вам эта морока, всем не поможешь, у них гены» и т.д. И такое мнение, к сожалению, бытует и у педагогов, и у медиков. Но видимо, на это надо время, чтобы всем понять, что не должны жить дети постоянно в сиротских учреждениях. Для того, чтобы помочь нашим патронатным воспитателям, приёмным родителям необходимы постоянная помощь, сопровождение, если хотите. Если его не будет, будут отказы и возвращения назад.
 
В чём заключается сопровождение наших замещающих семей: разрабатывается план сопровождения семьи и индивидуальный план развития ребёнка, в которые входят: помощь в оформлении детей в детский сад, общеобразовательную школу; отслеживание хода их адаптации в семье; посещение детей в семьях, в школе, детском садике; проведение мониторингов развития каждого ребёнка (три раза в год), рассмотрение развития каждого ребёнка на заседаниях психолого-медико-педагогических консилиумов Центра с конкретными письменными  рекомендациями патронатным воспитателям и приёмным родителям; приглашения детей и взрослых на праздничные мероприятия; организация встреч детей со своими близкими на базе Центра; занятия со специалистами; проведение необходимого лечения детей;   телефонные беседы с патронатными воспитателями и приемными родителями; проведение с ними собраний, индивидуальных консультаций. Наша задача быть постоянно в курсе дел этой семьи и ребёнка, даже если у них всё замечательно.

Что касается отдела по профилактике социального сиротства, то здесь нам приходится набираться опыта по ходу работы, изучать деятельность передовых регионов нашей страны в этом направлении, брать себе на вооружение то, что приемлемо для нашего региона. В частности, специалисты отдела взяли на учёт родителей наших воспитанников, у которых не всё потеряно. Они встречаются с ними, с ними работают психологи, психиатры-наркологи, юрист, даются рекомендации по оформлению документов, юридические консультации. Кроме того, этот отдел сопровождает ряд социально-неблагополучных кровных семей из города Смоленска. В отделе были открыты консультативный пункт, телефон «Доверие» для подростков. К нам стали обращаться семьи, где есть проблемы с поведением своих собственных детей, опекаемых, усыновлённых. О результатах работы этого отдела ещё рано говорить. Но уже то, что к нам приходят родители с детьми, у которых есть проблемы, говорит о том, что мы выбрали правильное направление.
 
В настоящий период времени разрабатывается целый пакет документов и методических рекомендаций для районов области по организации работы по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия [СНОСКА: В апреле 2008 г. этот пакет документов был издан в виде информационно-методического сборника "Межведомственная система работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении".
 
Проводя работу по семейному устройству, сопровождению замещающих семей, профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, мы убедились на конкретных судьбах наших детей, что она очень важна, но здесь много неясного и много проблем. Для организации и проведения работы по семейному устройству и по профилактике сиротства необходимы последовательность в действиях, определённая система, заинтересованность членов коллектива, поддержка властей, нужно тесное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, сотрудничество со средствами массовой информации, необходимо давать людям, которые берут детей, необходимые социальные, экономические и правовые знания, нужна помощь профессионалов семье, твердое желание помочь ребёнку-сироте и ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, конкретным делом, найти ему замещающую семью, если невозможно его вернуть в свою кровную.
И в заключение: в январе 2008 года Приказом Департамента по образованию, науке и молодежной политике (см. Документ 5) опыт организации работы по-новому нашего детского дома распространен еще на 5 школ-интернатов Смоленской области.


См. также доклад на Международной конференции в Минобрнауки России, 31.10.2006: 
http://pravorebenka.narod.ru/docs/reform_kuzmenkova.doc


ПРИЛОЖЕНИЯ:
Документ 3-1:


Вернуться назад