Опыт реформирования детского дома в Службу семейного устройства воспитанников и сопровождения принимающих семей

С.Н. Кузьменкова


Опыт реформирования детского дома в Службу семейного устройства воспитанников и сопровождения принимающих семей
Доклад на Международной конференции по проблемам деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Москва, 31.10.06-01.11.06


Кузьменкова С.ННесколько слов о нашем учреждении. Это специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента по образованию, науке и молодёжной политике Смоленской области, малокомплектный, 4-х групповой, до 10 детей в каждой группе, дети в возрасте от 3-4-х до 8 лет, их диагнозы: ЗПР, умственная отсталость степени дебильности. У каждого ребенка не менее 3 - 4-х хронических заболевания, связанных с заболеваниями нервной системы, нарушением опорно-двигательного аппарата, патологией сердечно-сосудистой системы, ЛОР-органов, патологией глаз. Есть дети-инвалиды. В течение учебного года их было восемь, в настоящий период - четверо.

В последние пять лет мы целенаправленно занимаемся подготовкой к устройству в семью и семейным устройством наших воспитанников.

На подготовительном этапе создавали условия, приближенные к домашним, закрепляли индивидуальных наставников за детьми из числа сотрудников детского дома, вводили семейные традиции, приглашали детей в свои семьи на выходные и праздничные дни, каникулы. В мае - июне 2002 года группа специалистов (зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог) прошли подготовку на базе детского дома № 19 г. Москвы. С педагогическими работниками проводились семинары, тренинги, производственные совещания, круглые столы по вопросам осуществления первоочередного права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье, ознакомления с опытом работы регионов и детских домов, осуществляющих на практике передачу детей в семьи.

В 2002/2003 учебном году на педсовете была утверждена программа «Развитие» на 2002-2007 г.г., основной целью которой являлось семейное устройство наших воспитанников.

Вся проводимая работа послужила основанием для подписания в октябре 2004 года трёхстороннего соглашения между Департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политике, Администрацией г. Смоленска и детским домом о совместной работе по опеке и попечительству. К этой работе подключились РОО «Право ребёнка», общественная организация «Берегиня», средства массовой информации (телевидение, радио, журнал «Смоленск», областные газеты). Установилось очень тесное и деловое сотрудничество с управлением опеки и попечительства г. Смоленска. Регулярной стала с декабря 2004 года телепередача «Я жду тебя, мама!», в которой рассказывалось о наших детях, выступали дети, администрация и специалисты детского дома. При помощи общественной организации «Берегиня» стали печататься листовки, призывающие помочь детям-сиротам обрести семьи, они развешивались в общественном транспорте, в магазинах, на остановках.

Департамент по образованию, науке и молодёжной политике, органы опеки и попечительства г. Смоленска подготовили приказы и порядок организации работы по выполнению соглашения. Началась активная работа, много жителей г. Смоленска и Смоленской области стали звонить, приходить в детский дом, интересоваться, как пригласить к себе ребёнка в гости и т.д. Вопросы были самые разнообразные. Нами были подготовлены перечень документов, необходимых для того, чтобы пригласить ребёнка в гости, с обратившимися гражданами беседовали наши специалисты.

По городу, да и по области стали часто говорить о проблеме детей-сирот и как им помочь. В результате, по окончании действия этого соглашения из детского дома под опеку были взяты восемь детей и несколько семей ждали принятия Закона о патронатном воспитании. За летний период в семьях отдыхали 35 детей. Для сравнения: с 1990 года по 2004 год под опеку у нас были взяты 18 детей, и в семьях отдохнули в 2002 - 2003, 2004 годах соответственно - 9, 12, 21. Кроме положительных результатов у нас были и проблемы, поэтому мы сделали для себя первые выводы. А именно: всех людей, принимающих детей-сирот, надо специально готовить для проведения этой работы и ни в коем случае не приостанавливать информирование нашего населения.

29 сентября 2005 года вошёл в законную силу областной Закон «О патронатном воспитании в Смоленской области».

С октября мы стали набирать первую группу кандидатов в патронатные воспитатели и проводить с ними тренинги. Так началась наша деятельность уже конкретно по реализации областного Закона о патронатном воспитании. Первые пять воспитанников были переданы в феврале 2006 года Постановлением Главы города Смоленска и заключением по каждому из них трёхстороннего договора между Управлением опеки и попечительства г. Смоленска, детским домом и патронатным воспитателем.

В ходе реализации Закона «О патронатном воспитании в Смоленской области» у нас возникла необходимость в структурном изменении детского дома в пределах своего штатного расписания. По Департаменту образования в мае 2006 года был издан приказ, позволяющий нам это сделать. В связи с выбытием детей из детского дома в патронатные семьи (ПС) у нас сократилась одна стационарная группа и на её базе были созданы две службы (семейного устройства детей-сирот и профессионального сопровождения ПС). Были разработаны положения этих служб, функциональные обязанности специалистов, перечень необходимой документации. Определены критерии эффективности работы служб.


Что касается Службы по семейному устройству то ее работа состоит в следующем:

- Информирование населения о семейных формах устройства и возможности взять ребенка в семью (с указанием контактного телефона Службы): выступления по областному телевидению, областному радио, рассказы о детях в газетах и журналах, сотрудничество с общественным организациями в этой работе. Финансирование этой деятельности проводится не из областного бюджета, а за счет привлечения средств частных предприятий и благотворительных фондов.

- Прием телефонных звонков и обращений, проведение первичных встреч, разъяснений о сути и трудностях приема ребенка в семью, о детях-сиротах, о специфике патронатного воспитания, об условиях, предъявляемых к воспитателю; предлагается подумать, посоветоваться с членами семьи.

- Желающим взять ребенка предлагается придти с документами (снимается копия паспорта) для занесения в банк данных патронатных воспитателей, им вручается перечень документов, необходимых для получения официального разрешения стать воспитателем, проводится запись в тренинговую группу; сотрудники Службы оказывают содействие в предоставлении будущими воспитателями документов в Управление опеки и попечительства г. Смоленска, которое в свою очередь проводит обследование жилищных условий и т.п.

- Тренинговые группы для потенциальных патронатных воспитателей включают сейчас 6-7 человек не более (ранее было 10-12, но это оказалось слишком много для проведения качественной подготовки), занимаются 2 раза в неделю с 18-00 до 22-00 в течение месяца, полный курс 35 часов. Также проводится работа с членами семьи будущего патронатного воспитателя, беседы с ними педагога-психолога и социального педагога, составляется Анкета семьи.

- По результатам обследования, проведенного Управлением опеки и попечительства, и начальной работы в тренинговых группах (ряд претендентов отсеиваются, осознав, что дело это не для них) выдается Заключение о возможности быть патронатным воспитателем.

- На заключительном этапе тренинга производится подбор ребенка, знакомство ребенка и будущих его семейных воспитателей; по каждому ребенку получается Разрешение Управления опеки и попечительства о возможности гостевых визитов ребенка в семью (в т.ч. на ночь, на субботу-воскресенье) еще до подписания Договора о патронатном воспитании и издания Постановления Главы г. Смоленска о передаче ребенка на воспитание в данную патронатную семью.


Задачи Службы профессионального сопровождения патронатных семей таковы:

- Организация взаимодействия патронатной семьи (воспитателя и ребенка) со специалистами детского дома: консультации и занятия с психологом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом, предоставление медицинских услуг врачей психиатра, педиатра, стоматолога; эти достаточно частые посещения детского дома детьми и патронатными воспитателями позволяют также осуществлять контроль за состоянием ребенка, переданного в семью, условиями его воспитания.

- Посещение семей специалистами Службы, на раннем этапе, т.е. в первый месяц после помещения ребенка в семью, – не менее одного раза в неделю, оказание необходимой помощи, постоянные консультации по телефону.

- Помощь в оформлении ребенка в детский сад иди школу по месту жительства патронатных воспитателей, взаимодействие с психологами школ и специалистами детских садов по поводу развития, поведения и воспитания ребенка, работы патронатных воспитателей; посещение этих учреждений (в наст. время планируется организация целевых выступлений перед специалистами школ и детских садов, принимающих воспитанников интернатных учреждений, передаваемых в семьи).

- Раз в квартал Служба сопровождения проводит мониторинг (оценку) развития детей, переданных в семьи; для этого приглашаются по 2-3 ребенка в день, которым специалисты детского дома проводят комплексное обследование. Так по итогам мониторинга в октябре текущего года 7 детей были направлены на занятия к педагогу-психологу детского дома, 6 детей - к учителю-логопеду, 5 детей - к учителю-дефектологу.

- Также дети и их патронатные родители посещают различные мероприятия, организованные в детском доме – праздники и т.п. Задача Службы сопровождения известить и пригласить их и провести необходимую подготовительную работу.

- На каждого переданного в семью ребенка ведется Личное дело и вырабатывается Индивидуальный план сопровождения ребенка и семьи.

- Основные критерии проживания ребенка в семье: постоянство, безопасность, привязанность ребёнка к патронатной семье, нормализация развития ребёнка.


           В детском доме создана Психолого-медико-педагогическая комиссия, состоящая из специалистов детского дома, которая собирается регулярно 2 раза в месяц - во второй и четвертый вторник каждого месяца. Сотрудники Службы сопровождения докладывают ПМПК о выявленных потребностях, о необходимой помощи семье. На этих заседаниях корректируются и дополняются Индивидуальные планы сопровождения с привлечением специалистов детского дома. Ведь наши дети не простые – воспитанники коррекционного учреждения, удержать детей в семье не просто, без соответствующей помощи и поддержки люди не справятся и просто будут возвращать детей. У нас за прошедший год было несколько возвратов по причинам изменения семейных обстоятельств родителей, ухудшения здоровья ребенка, возвращения ребенка в кровную семью. Во всех случаях, кроме последнего, дети были быстро устроены в другие патронатные семьи.

           Также специалисты Службы семейного устройства и Службы сопровождения готовят методические материалы в помощь патронатным воспитателям.

          С текущего учебного года открыта постоянно действующая Школа патронатных воспитателей. Каждую неделю по средам и пятницам в 18-00 педагог-психолог консультирует и проводит занятия с действующими патронатными воспитателями по специально разработанной тематике: детско-родительское взаимопонимание, агрессивность ребенка, проблемы настроения детей, обучения в школе, успеваемости. В общем по тому кругу вопросов, с которыми к нам обращаются патронатные воспитатели, сталкивающиеся с теми или иными проблемами.

С марта 2006 года в детском доме работает ежемесячная (в последнюю пятницу каждого месяца) Семейная гостиная, целью которой является привлечение внимания общественности, населения к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ознакомление с психологическими особенностями этих детей, ознакомление всех желающих граждан с основными требованиями по усыновлению, опеке, приемной семье, патронату, и т.п. Это и обмен опытом участников процесса, т.к. в Семейной гостиной принимают участие как уже действующие патронатные воспитатели, так и те, кто только задумывается о возможности взять ребенка в семью. Ведущая Семейной гостиной – патронатный воспитатель, воспитывавшая в течение года двух детей (на одного она оформила опекунство), а теперь берущая на патронат третьего ребенка, т.к. закон Смоленской области позволяет помещать на патронатное воспитание до 3-х детей в одну семью.

В результате проведенного структурного изменения детского дома количество детей, переданных в патронатные семьи, существенно увеличилось. Год назад у нас было 33 воспитанника, почти все они (за исключением нескольких тяжелых детей-инвалидов) устроены на семейное воспитание, и в  течение года Департамент по образованию, науке и молодежной политике передал детскому дому еще 20 детей из других интернатных учреждений области для последующего семейного устройства. В настоящий период времени по списочному составу у нас 53 ребёнка в возрасте от 3 до 11 лет, в т.ч. 37 детей проживают в патронатных семьях, из них детские сады посещают 22 ребенка, общеобразовательные школы 15 детей. Некоторые родители берут по 2-3 ребенка. В Смоленске проживают 22 ребёнка, в 7 районах области - 15 детей. Их тоже сопровождаем, у детского дома имеется автомобиль Газель, так что специалисты могут посещать и семьи живущие в районах. Также эти семьи приезжают в детский дом для прохождения обследований и получения различных услуг.
 
Численность штата детского дома с изменением его структуры не изменилась – 65 человек. И хотя число детей на стационаре существенно сократилось, но в целом с устройством детей на воспитание в семьи нагрузка на персонал только увеличилась. Это связано с тем, что теперь в детском доме числятся 53 ребенка (ранее немногим более 30), а также с тем фактом, что большинство этих детей живут в семьях, требующих сопровождения.

Важно также остановиться на финансовой стороне вопроса. Приведу две цифры: за 9 месяцев 2006 года средний бюджет воспитания ребенка, находящегося в детском доме на стационаре, составлял 18500 рублей в месяц, тогда как затраты на ребенка, переданного на патронат, равны 7257 рублей в месяц, что включает зарплату патронатного воспитателя, пособие на содержание ребенка и стоимость всех услуг по сопровождению ребенка и семьи.

Ищем новые формы и методы сопровождения. Нарабатывается практика сопровождения. У некоторых детей, проживающих в патронатных семьях, есть бабушки, организуем с ними встречи по их желанию. Одним словом работаем напряжённо. Нарабатывая постепенно опыт передачи детей в семьи и их сопровождения, мы испытываем немало проблем, которые стараемся по мере возможности решать. Вот некоторые их них:

- Внутреннее сопротивление некоторых педагогических работников детского дома и их нежелание перестраиваться. Связано это, в основном, с возрастом этих работников и их устаревшими взглядами на то, что ребенок-сирота должен жить в государственном учреждении.

- Закон принят, порядок передачи детей утверждён областной администрацией, но пока нет Положения о патронатной семье (проект Положения разработан детским домом на основании своего опыта работы). Это создает проблемы, т.к. в ходе работы возникает немало вопросов; к примеру, заболел патронатный воспитатель или член его семьи, можем ли мы временно взять ребёнка, нигде это не оговорено. Мы берём, пишем приказ, но при проверках возможны осложнения. Сейчас мы пошли по тому пути, что оформляем Приложение к Договору о патронатном воспитании, в  котором указано, что в случаях командировки или болезни патронатных родителей, а также при необходимости провести целевые мероприятия по реабилитации или лечению ребенка, он может быть временно, на несколько дней помещен в детский дом.

- Год мы уже работаем по реализации областного Закона о патронатном воспитании, и возникла необходимость в пересмотре нашего финансирования. Нам надо меньше денежных средств на продукты питания, мягкий инвентарь. В то же самое время нам необходима оргтехника, канцелярские товары, транспорт, выделение денежных средств на командировочные расходы, печатание методических разработок, на телефонные переговоры.

- За текущий год наше учреждение стало совершенно другим, меняется форма и содержание работы, но, к сожалению, это не всегда понимается вышестоящими органами. «А если гипотетически представить, что Ваши все дети вернутся назад» - такой вопрос я очень часто слышу.

- Что   касается   сопровождения патронатных семей в  Законе записано: «учреждение оказывает психолого-педагогическую помощь в воспитании ребёнка в патронатной семье». Но нужна конкретизация, иначе любой проверяющий по-своему может трактовать это положение закона требовать чуть ли не ежедневного присутствия сотрудников д/д в данной семье.

- При подборе для ребенка патронатного воспитателя возникает естественная потребность более близкого знакомства кандидата в патронатные воспитатели с ребенком - общение в детском доме, а затем и приглашение детей в гости на выходные. Но опять всё упирается в одно, а законно ли это. По таким гостевым визитам у нас по каждому случаю издается разрешение Управления опеки и попечительства, но особо рьяно проверяющие, да и прокуратура, могут сказать, что мы являемся нарушителями Закона.

- Возникают проблемы и с посещением детских садов и школ нашими воспитанниками по месту их жительства в патронатных семьях. Менталитет некоторых наших граждан ещё таков, что они не хотят, чтобы рядом с их детьми были дети из детского дома. Иногда их на это подталкивают и сами педагоги, т.к. дети наши не из легких. Стараемся решать и эту проблему. Это тоже задача Службы сопровождения.

           Дети имеют право на семью, они должны жить в семьях. Это аксиома, не требующая доказательств.

Исходя из работы, которую мы проводим, мы делаем следующие выводы:

- Детский дом должен стать промежуточным звеном до передачи ребёнка в семью.

- Информирование населения должно быть постоянным.

- Обязательно - учёба людей, желающих принять ребенка в семью.

- Семья должна принимать ребёнка таким, какой он есть; но при этом при подборе патронатных воспитателей мы должны учитывать их и ребенка психологическую совместимость и удовлетворять ожидания семьи (это пол, возраст детей), обязательно учитывать готовность семьи сотрудничать с учреждением.

- Особое, диктуемое практикой предложение. Успех помещения ребенка в семью, уменьшение риска отказа от ребенка существенно зависит от общей обстановке в семье, от позиции и внутреннего настроя родственников патронатного воспитателя. Мы столкнулись с тем, что жизненно требуется специализация «семейный психолог». Учитывая тяжелые проблемы современной российской семьи и то внимание, которое сейчас уделяется семье на самом высоком уровне, введение такой специализации в ВУЗах представляется своевременным и уместным.

- Обязательно сопровождать детей в семьях. За прошедший год почти никто из наших патронатных воспитателей не взял ребенка под опеку или на усыновление, хотя мы этот вариант часто с ними обсуждаем. И действительно есть желающие, но пока почти никто не решается. Их главный аргумент: если мы это сделаем, то вы нас бросите. А дети, повторяю, у нас сложные, и остаться один на один с таким ребенком без помощи учреждения люди не решаются.


          Мы, конечно, сознаем, что в профессиональном психолого-медико-социальном сопровождении нуждаются все – не только патронатные, но и опекунские, усыновительские, кровные семьи, оказавшиеся в той или иной трудной ситуации. Поэтому так настоятельно необходимо узаконить, наконец, патронатное воспитание и социальный патронат на федеральном уровне. Иначе «сложные» дети все равно останутся жить в учреждениях, попытки их семейного устройства будут заканчиваться отказами, а неблагополучные кровные семьи продолжат «поставлять» новых и новых сирот.


Спасибо за внимание.

--------------------------------------------------------
Кузьменкова Светлана Николаевна,
Директор «Специального (коррекционного) детского дома доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Департамента по образованию, науке и молодёжной политике Смоленской области, г. Смоленск, ул. Неверовского, 26, тел. (4812) 38-31-42.

 


Вернуться назад